Родительство и семья как ценность современного российского общества.

 Родительство и семья как ценность современного российского общества.

Все второстепенно в сравнении с заботой о детях.

Иоанн Златоуст

Широко известно, что семья является важнейшим институтом культуры и социализации подрастающего поколения. Выступая основным звеном воспитания и формирования личности, семья способна быть союзником общества в решении актуальных проблем, транслятором от поколения к поколению общечеловеческих и этнонациональных культурных ценностей. Социально-экономические процессы, начавшиеся в России в последние десятилетия XX века, изменили социальную структуру российского общества и привели к изменению ценностных ориентаций и мотивации поведения людей, в том числе и в семейной сфере. Издержки социально- экономических и политических преобразований оказали во многом негативное воздействие на социокультурные функции семьи и родительства. Следствием этого стало изменение и брачно-семейных отношений, принципиальной чертой которых является многовекторный характер, переход к индивидуализации жизненных стилей. О кардинальных изменениях демографического поведения потенциальных родителей свидетельствует тенденция стремления супругов к малодетности, угрожающее снижение рождаемости, появление «новых типов семьи», деторождение в которых может вовсе не предполагаться (например, в однополых браках).

На этом фоне «брак на всю жизнь», рождение и воспитание детей не занимают уже прежнего места у обоих полов, разрушается триада «родительство – супружество – родство», и родительство не предполагает теперь обязательного вступления в брак и наличия семьи. Связь, существовавшая между браком и деторождением, из- а снижения ценности семьи, переосмысления семейных норм оказалась разрушенной. Дети, превратившиеся в «центры затрат», зачастую не воспринимаются как независимая ценность.

Обозначенная проблема связана с глубокими социальными изменениями, имеющими глобальные и национальные характеристики.

Традиционная парадигма заменяется инновационной, личностно ориентированной, направленной на саморазвитие и автономию личности в вопросах выбора стратегии поведения. Речь идет о замене роли традиции, внешнего авторитета ответственностью и возможностями личности в определении целей и идеалов своей жизни. Вариативность, плюрализм типов семей и, следовательно, форм родительства отражает повсеместно происходящий процесс размывания стандартной системы семейно-брачных поведенческих норм, содержания семейных ролей, но вместе с тем индивид приучается самостоятельно выбирать для себя те рамки бытия, которые ценны для него.

Распространение разводов, незарегистрированных брачных союзов, бездетных семей и бессемейных родителей позволяет констатировать широкий диапазон отношений родительства вне семейной системы, свидетельствует о формировании в обществе новых социальных институтов, социальных статусов и норм поведения.

Вместе с тем до последнего времени вне поля зрения оставались явления принципиально иного конструктивного – характера. Их можно обозначить как своеобразный «всплеск» родительской активности достаточно устойчивый процесс, автономный от институционального воздействия. Он проявляется в консолидации родителей в различные сообщества, в увеличении рынка образовательных услуг для родителей детей дошкольного возраста, росте издания популярных пособий для самостоятельных занятий родителей с детьми, увеличении спроса на программы совместного отдыха для всей семьи и т.д. На фоне констатированных тревожных тенденций эти явления выглядят контрастно, но накопленный в этой сфере инновационный потенциал заслуживает пристального анализа.


Особую актуальность приобретает разработка таких подходов к формированию культуры родительства, которые способствовали сохранению жизненно важных характеристик нашего общества, в то же время анализ проблем развития культуры родительства в современном российском обществе приобретает социально-практическое значение.


Родительство является объектом изучения многих областей гуманитарного знания. В отечественной литературе предприняты исследования семьи как социального института, рассмотрены особенности ее репродуктивного поведения, характерные для современных семей, новые социальные статусы родителей. Это позволяет сделать вывод, что проблематика формирования культуры родительства и процесс целенаправленного воздействия на пространство современной семьи для формирования «осознанного», «ответственного», «просвещенного», «компетентного» родительства относится к одной из наиболее актуальных в условиях сегодняшнего дня.

Процессы целенаправленного формирования культуры родительства в современном российском обществе приобретают более эффективный характер при условии гармонического синтеза в подобных процессах традиционных и конструктивных инновационных практик, отвечающих как современным родительским запросам и возможностям, так и целям социокультурного развития российского общества в условиях ХХI века.

В условиях трансформации ценности родительства в современном российском обществе выявлены его основные особенности и основные типы семей с детьми, функционирующие сегодня.

Проблема родительства является областью исследования целого ряда социальных и гуманитарных наук, что подчеркивает значимость данного феномена в жизни как каждого отдельного человека, так и общества в целом.

По мнению Э.Р. Алексеевой, родительство может рассматриваться как «биологический, психологический, а также социокультурный феномен; как социальный институт, включающий в себя два других института: отцовство и материнство; как деятельность родителя по уходу, содержанию, воспитанию и обучению ребенка; как этап в жизни человека, начинающийся с момента зачатия ребенка и не заканчивающийся после смерти ребенка; как отношения кровного родства между родителем и ребенком; как субъективное восприятие человека себя родителем».

«Родительство» определяется И.С. Коном как «система взаимосвязанных явлений:

  1. родительские чувства, любовь, привязанность к детям;
  2. специфические социальные роли и нормативные предписания культуры;
  3. обусловленное тем и другим реальное поведение, отношение родителей к детям, стиль воспитания и т.д.».

Исходя из понимания семьи как неразрывного триединства родства – родительства – супружества, А.И. Антонов рассматривает родительство как стержневое для конструирования семьи отношение.

Основная задача родительства как социального института – обеспечить воспроизводство, взросление, социализацию, а также передачу духовных ценностей подрастающему поколению. Эта задача осуществляется через родительско-детские отношения, реализацию родительских функций, родительское поведение. В современной России родительство представлено множеством вариативных форм, моделей, образцов поведения, что актуализировало многочисленные и разнообразные по характеру проблемы в области родительства. У родителей исчезли многие функциональные обязанности, уменьшилось ответственное отношение к детям, снизилась потребность в них как фундаментальной ценности. Это проявляется в таких специфических особенностях современного родительства, как малодетность, сознательная бездетность, увеличение числа внебрачных рождений, снижение социализирующей роли родителей, увеличение масштабов социального сиротства, несовпадение биологического и социального родительства, нестабильность отношений с биологическими родителями, высокий уровень разводимости, широкое распространение отказа от родительства, дистанцированное и сводное родительство. Взаимоотношения субъектов родительства часто характеризуются сложностью, конфликтностью и неопределенностью.

Вариативность форм родительства во многом обусловлена изменением социокультурных норм и потребностей социальных субъектов. Распространение в России моделей родительства, не подкрепленных социокультурными традициями, образцами поведения, но делающими возможным реализацию различных потребностей, ценностных ориентиров, личностных предпочтений граждан, позволяет говорить о плюрализме форм родительства в современных условиях. Характеристики субъектов родительства позволяют вычленить в его рамках материнство и отцовство; содержание родительских функций также дает основание для выделения биологического и социального родительства. Степень родства является еще одним критерием, характеризующим родительство и позволяющим выделить кровное родительство (воспитание ребенка биологическим родителем) и замещающее родительство (воспитание ребенка лицом, не являющимся его биологическим родителем).

Дополнить представления о родительстве может классификация основных типов семей, в которых проживают не совершеннолетние дети. По критерию наличия родителей и их биологической и юридической связи с детьми Т.А. Гурко выделяет различные нуклеарные типы семей.

  1. Нормативные, биологические первобрачные семьи, в которых ребенок воспитывается обоими супругами, состоящими в первом браке. В данном типе семьи муж и жена при благоприятных условиях могут наиболее полно реализовать свои родительские роли.
  2. Семьи с одним родителем. Важно различать источник их формирования. Чаще всего это материнские семьи, которые, в свою очередь, подразделяются на семьи внебрачных, разведенных и вдовых матерей. Эти семьи существенно различаются с точки зрения финансовых, юридических возможностей, воспитательного потенциала и особенностей социализации ребенка, а также возможности реального участия отца в материальной поддержке и контактах с детьми.
    Следует отметить, что семья с одним родителем часто является временным, переходным состоянием, особенно для молодых женщин. Данный тип семей характеризует совмещение одним родителем ролей и функций отца и матери. Для родителя это чревато психоэмоциональными и физическими перегрузками, связанными с выполнением не соответствующей его полу роли. В этой ситуации у ребенка возможно формирование искаженного образа отца и матери.
  3. Говоря о внебрачных семьях, необходимо различать семьи с отцом или без отца. Внебрачные материнские семьи могут не иметь отца («одинокая мать»); а могут юридически включать отца ребенка, когда, например, матери-«одиночки» проживают с ним вместе, однако не регистрируют не только брак, но и отцовство. В случае сожительства матери с биологическим отцом ребенка Т.А. Гурко предлагает обозначить такие семьи как «согласительные» Для данного типа семей брак не признается как ценность, тогда как сама семья сохраняет свою значимость.
  4. «Сводными» называют семьи, в которых жена или муж уже имели ребенка до заключения брака. Ребенок от предыдущего брака или нерегистрируемых отношений необязательно проживает в новой семье – в данной ситуации важны юридические обязательства по содержанию и воспитанию ребенка, которые сохраняются за одним из супругов. По сложности структуры такие семьи варьируют от вдовы с ребенком, вышедшей замуж за холостяка, до пары, в которой каждый супруг имеет детей от предыдущих браков. Это актуализирует проблему дистанцированного родительства, усложнения реализации родительских ролей и функций и установления эмоциональных связей родителя с ребенком. Если дети от предыдущих браков живут вместе, то они чужие друг другу, но объединенные в одной семье.
  5. Бинуклеарные семьи (расширенные семьи), возникающие после развода супругов, имеющих детей. В данном случае после развода устанавливается совместная физическая опека над ребенком, и он проводит определенную установленную часть времени с родителем, проживающим отдельно. Иногда он даже живет то с матерью, то с отцом, и в доме каждого у него есть свое место, где он спит, куда он может положить свои вещи и игрушки. В таких ситуациях две нуклеарные семьи вынуждены общаться в связи с обязательствами по отношению к ребенку. Случается и так, что обе «бывшие» семьи устраивают совместный отдых, вместе отмечают дни рождения и другие праздники. Ребенок при этом наблюдает множественность вариантов реализации родительских ролей и способов семейной жизнедеятельности.
  6. Замещающие семьи – любые семьи, в которых ребенка воспитывают некровные родители. Понятие «замещающая семья» – это собирательный термин, объединяющий несколько форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения, или детей-сирот. Основная функция такой семьи – заменить ребенку утраченную кровную семью и отсутствующих биологических родителей. Внутри данного типа могут быть выделены непрофессиональные и профессиональные замещающие семьи.

    К первым относятся семьи-усыновители – семьи с детьми с обоими небиологическим родителями, которые наделяются теми же юридическими правами, что и биологические отец с матерью, и опекунские семьи. Опекунами в России чаще всего являются бабушки и дедушки или другие родственники ребенка, фактически возлагающие на себя функции родителей. Такой тип семьи возникает как в результате смерти родителей, так и вследствие широкого распространения социального сиротства.

    К профессиональным относятся приемные семьи, образующиеся на основе договора о передаче ребенка или детей на воспитание. При этом подбор родителей осуществляется органами опеки и попечительства, а приемные родители имеют ряд льгот и их труд оплачивается. Вариативность и множественность типов современной семьи свидетельствует о том, что семья – динамично меняющаяся категория. Вариативность типов современных семей обусловливает вариативность реализации роли родителя в них. Данные явления свидетельствуют о том, что в современном обществе, в иерархии ценностей, где супружество, дети, родительство, родство должны быть в основе семейных отношений, причем дети в этом случае становятся самостоятельной ценностью, брак и семья как триада «супружество –родительство – родство» перестают восприниматься в качестве обязательного условия рождения и воспитания детей. Отсутствуют ясные и четкие нормы, определяющие взаимодействие субъектов, а их взаимоотношения характеризуются вариативностью поведения. Эти явления обусловлены доминированием в современном российском обществе внесемейных и материальных ценностей и ценностных ориентаций над семейными и духовными.

Следствием этих процессов стало то, что такие смыслообразующие элементы жизнедеятельности семьи, как дети и родительство, конкурируют с ценностями свободы, материального благополучия, профессиональной самореализации. Преобладание индивидуалистических и материальных ценностей сегодня является основной причиной изменения отношения к родительству и вариативности форм его реализации.


Трансформация социально-экономических условий жизни в России, поляризация доходов привели к дифференциации общества. Эти перемены изменили взгляд на детей и молодое поколение, по-новому определили их роль и функции.



С одной стороны, сформировалась немногочисленная благополучная среда, способная вырастить и воспитать ребенка, а с другой – большинство репродуктивного населения с настороженностью относится к самой возможности вырастить достойное поколение. На фоне общей нестабильности в этом плане положительные сдвиги довольно незначительны и в большинстве случаев малозаметны.

В центре всех проблем стоит семья, которой посвящено множество научных исследований, широко и пристально изучающих семейное воспитание, семейные взаимоотношения. Однако вопрос о роли семьи, как главного социального института в процессе социализации ребенка в условиях меняющегося мира требует особого внимания и понимания, поскольку изменилось содержание основных положений, на которые ориентируются современные родители в воспитании ребенка. Характерной особенностью развития современной семьи является то, что она в основном развивается в сторону актуализации нуклеарных характеристик и уменьшения значимости кровнородственных связей. Происходит девальвация брачных и семейных отношений, идет процесс доминирования женщины в системе внутрисемейных отношений.

Сегодня семья становится все более независимой и автономной ячейкой общества, претерпевает серьезные изменения, где среди основных – изменение и упрощение функций семьи, сокращение ее размеров, изменение типа главенства. Одновременно существенно меняются роли и функции в семье: с одной стороны, семья воспринимается как единственное прибежище, а дети рассматриваются как важнейшая ценность, а с другой –человек стремится к собственному благополучию, поскольку сегодня все большее значение для него получает развитие собственных способностей. В обществе утверждается девиз: «Сначала – я, все остальное – потом». Это идет процесс формирования семьи нового типа, где ценность детей значительно падает. Складывается общество супружеских пар с другими ценностями и нормами, а именно подобная установка приводит к сокращению рождаемости и изменению отношения к детям.

Перемены в социуме существенно изменяют место детей в семье, формируют новое отношение к ним. Известно, что роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могут подменить иные социальные институты, а детство как уникальный период в жизни человека – во многом определяет взрослую жизнь человека. Поэтому социально-психологический климат жизни семьи направляет развитие личности ребенка в настоящем и ориентирует в будущее. Разрушение семейных связей неизбежно ведет к нарушению нормального развития детей и накладывает в известной мере неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь.

Семья подвержена различным влияниям, колебаниям и изменениям, но как фактор социализации семья занимает значительно более высокий ранг, чем образовательные учреждения и другие социальные институты. Именно она, с ее постоянным и естественным характером воздействия, призвана формировать принципы, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл. Ведущими факторами в формировании личности ребенка являются социальные установки и система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и с окружающими людьми, семейные традиции, педагогическая культура родителей, их умение организовать жизнь и деятельность детей в семье соответственно возрасту ребенка и целям его воспитания. Первостепенной задачей для взрослого населения страны сегодня является обеспечение нормальной среды обитания детей, что зачастую в программах социального развития практически отсутствует.

Конечно, позитив в отношении детей и детства в России есть, но проблема велика, поскольку речь идет о четверти населения страны. Важнейшей следует считать задачу оказания помощи в процессе воспитания детей самим родителям.
Здесь тесно переплетаются интересы взрослых и детей. Если мы рассматриваем детей как наше будущее, то нас должно волновать формирование их поведения, качественные характеристики. Приоритетность детства абсолютна. Дети не только особый социальный строй, но и социокультурный аспект общества, означающий, что степень образованности и социализированности подрастающего поколения, уровень культуры, здоровье детей материализуются завтра в здоровье нации, в качество жизни народа, в авторитет страны в мире. Необходимо понять, что финансирование детства – это не затраты, а инвестиции, которые естественно должны увеличиваться. В противном случае мы падаем в «социальную» воронку, когда бедные рождают бедных, а больные матери воспроизводят больное поколение. Очевидное условие развитие общества в том, что дети должны иметь более высокие качественные характеристики, чем их родители.


И все же семья по-прежнему считается одной из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек. Тепло и уют домашнего очага позволяют человеку быть более стрессоустойчивым к условиям современной неспокойной жизни.


В настоящее время проблемы семьи перешли из разряда личных в разряд общественных, социальных, требующих конструктивных решений не на уровне отдельной семьи, а на уровне государства. Повышенное внимание к семье сегодня со стороны всех социальных институтов объясняется тем, что в современных российских условиях существует конфликт между объективными потребностями общества и социальными условиями, в которых живет семья – главный институт, «воспроизводящий» и воспитывающий человека. Медленно, но происходит процесс понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей. Планомерные инвестиции в семью, в детей дают моральный, интеллектуальный, социальный, экономический, политический эффекты. Нация, разрушающая семью, экономящая на детях сегодня, обречена на вырождение завтра. Наше общество завтра будет таким, какой сегодня будет семья, в которой формируется и растет новое поколение. В конечном счете, именно семья как первичная клетка во многом именно предопределяет здоровье организма – моральный климат общества, в значительной мере формируя его. Разрушив традиционную семью– нашу основу, – мы окажемся в полном вакууме с точки зрения морали, с точки зрения культуры, с точки нашей жизни.

Автор: Дядюнова Ирина Александровна

Кандидат педагогических наук, доцент.

Федеральный эксперт Национальной родительской ассоциации.
Преподаватель АНО ДПО НИИ дошкольного образования «Воспитатели России».

Фотографии: Pexels, Depositphotos

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Оставьте свой ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.