Интеграция экологического и этнопедагогического образования в дошкольном возрасте

 Интеграция экологического и этнопедагогического образования в дошкольном возрасте

Координация усилий различных стран в сфере экологического образования осуществляется Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Федерико Майор Сарагоса почетный канцлер Всемирного технологического университета доктор биохимии профессор, считал необходимой постановку Глобального экологического воспитания в центр всех учебных программ, начиная с дошкольных организаций и кончая вузами и системами переподготовки кадров. По его представлениям, «наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому… простую и убедительную мысль: люди — это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь» экологическое воспитание призвано формировать активную природоохранную позицию.


Основные цели экологического воспитания в современных условиях, провозглашенные в самых различных документах могут быть сведены к следующим постулатам, которые должны быть осознаны, поняты и признаны всеми: всякая жизнь самоценна, уникальна и неповторима; человек ответственен за все живое; Природа — была и всегда будет сильнее человека. Она вечна и бесконечна. Экологическое воспитание должно базироваться на основном постулате о том, что выход из экологического кризиса в современных условиях возможен.


Мы считаем, что очень эффективно использовать интегративный подход в экообразовании и просвещении. Ведь уже доказано, что этнопедагогика обладает уникальным опытом, позволяющим в духовной практике реализовать идею гармонизации человека с окружающей средой, действительностью создания соответствующих педагогических условий и среды. И воспитатель, педагог – “посредник между ребенком и миром культуры, миром жизни” (Д. Эльконин), который в “образе мира” приобщает к духовным ценностям, формирует духовную личность. Исследователи отмечают (Е.Ю. Артемьев, Э. Берн, Р. Бендлер, Дж. Гриндер), что мировоззрение формируется в ходе всей жизни: внешние идеи, нормы, запреты, табу, при этом они являются основными факторами. Этнические пути, средства, методы, и формы воспитания имеют глубокий философско-педагогический смысл и воздействуют на формирование мировоззрения через знание, взгляды и убеждения, представления и именно на этом основывается приобщение детей к традиционному мировоззрению этноса.

Нам очень близко высказывание В.А. Ясвина в книге » Мир природы в мире игр — опыт формирования отношения к природе»: «Детям присуще стихийное чувство внутреннего родства с остальным миром. Это также проявляется в явлениях артифициализма, то есть стремления рассматривать окружающий мир, как продукт чьих-то творческих усилий. Так примерами артифициализма являются следующие вопросы детей: “ Кто повесил луну на небо?”, “ Из чего сделана радуга?” Артифициалистский подтекст нередко читается в знаменитых детских вопросах “ Почему? А кто так сделал? А кто придумал?” Отсюда особые условия для восприятия объектов живой и неживой природы, сопереживания, сочувствия, эмпатии, перевоплощения, что должно найти свое место в методике экологического образования дошкольников. Для них, также как и для наших предков, характерно общение с природой «на равных» — животные, растения, также могут думать, общаться и чувствовать. Очень важно использовать эту особенность детской психологии, так как уже сейчас у людей старшего поколения необходимо менять ценностные установки, которые царили у нас многие годы — это утверждение, что «человек- царь природы» и может вести себя в ней, как ему вздумается.

В.А. Ясвин отмечает, что возрастными особенностями дошкольного возраста, позволяющими более эффективно проектировать и осуществлять процесс экологического образования, является то, что в этом возрасте дети обладают таким специфическим свойством мышления, как «магия» (словам и жестам придается сила воздействия на внешние предметы). Это позволяет использовать в педагогическом процессе различные элементы ритуализации экологической деятельности, подобно тому, как это было свойственно архаичному человеку. Дети могут выбирать для себя природный тотем и затем собирать о нем различные сведения и придумывать для себя «лесное имя», «речное имя» и т. д. с тем, чтобы отождествлять себя (идентифицироваться) с соответствующими природными объектами.

Сказания, предания, загадки были неотъемлемой частью воспитательного процесса. Загадки являются не только одним из видов развлечения, но и хранят народную мудрость. Если мы сравним загадки народов Севера о природе, то там, несомненно, можно найти много общего. Продолжая активно бытовать по сей день, адаптируясь к современному сознанию, фольклор является практически единственной “живой нитью”, соединяющий нас с прошлым. Как явление национальной культуры фольклор скорее, чем что-либо, способен вызвать неотстраненное отношение к проблемам, которые волновали далеких наших предков, касается это и экологических проблем. К тому же на этом материале, как ни каком другом, видно, какое влияние на жизнь человека оказывало ощущение рядом иной жизни, контакт с ней и ответственность за нее.

В древности загадки у многих народов Крайнего Севера имели магическое значение и входили в трудное задание для испытания героя. Древние люди верили в магическое слово. У народов Севера было особое отношение к слову. Например, долганы на время охоты на диких оленей отгоняли от себя мысль, что они будут убивать оленей, так как по их представлениям, мысль могла выйти из головы и предупредить об опасности. Поэтому, веря в слово, в магическое значение загадок некоторые народы Севера придерживались обычая во время сборов на охоту коллективно загадывать и отгадывать загадки, что, по их мнению, положительно влияло на результаты промысла.

«Посвящение Баай Баянаю» А. Кулаковский «…Среди жанров якутского фольклора имеется особый, древний жанр, который  называется обрядовой поэзией. Он возник тогда, когда древние люди по- своему объясняли окружающий мир, природные явления. По их понятиям, каждая гора, озеро, река, долина, а также каждое растение, трава, предмет любой имели свой особый дух – иччи.

Древние люди относились с преклонением к верхним божествам и духам- иччи, старались заслужить их благосклонность и не гневить их. Поэтому в их честь совершали различные обряды с жертвоприношением, славословием в их честь. Эти славословия и моления назывались заклинательными песнями – алгысами, т.е. обрядовой поэзией.

При заклинательной песне – алгыс духу тайги Баай Баянаю делали затес на дереве и углем изображали лицо хозяина леса или из обрубка дерева изображение его головы. Старый охотник произносил алгыс, восхваляя Баай Баяная и просил удачной охоты. При этом охотник обязательно угощал духа охоты через духа огня. Также они должны были радоваться, смеяться, приплясывать, чтобы их радостное настроение передалось хозяину леса».

Особо следует отметить почитание родных мест, привязанность к родным просторам у народов Севера. Вероятно, это связано с тем, что жизнь на Севере очень трудна и сурова, но вместе с тем и прекрасна. Народ Саха прививал детям любовь к родному краю, учил, что нельзя ломать деревья, кричать в лесу. Якуты преклонялись перед огнем, в каждом дереве, в каждом цветке видели живую душу

У каждого народа имеются священные животные и птицы. Например, у якутов это лошадь, стерх, медведь и т.д., которые почитаются не только стариками, но и всеми членами общества. Народная мудрость в том и заключается, что вводя тотемические ограничения в истреблении природного мира, северный человек сохранял устойчивый биологический баланс.

В тундре или тайге охотники строго придерживались норм и правил, выработанные народными обычаями. Пояснить суть обычаев помогает обращение к верованиям саха, согласно которым земля, огонь, вода, скот, звери и птицы обладали своим обособленным духом (иччи), находящимся между божеством и злой силой. Дух Земли (Аан Алахчын), обитающий в могучем дереве (Аал – кудук мас), благоволил к людям среднего мира. Великодушный дух леса и охоты (Байанай) спасал охотников от голода, посылая им добычу. При этом каждая местность, озеро и дерево были наделены отдельными “иччи”. Бессмысленное уничтожение деревьев, озер, истребление зверей и птиц, по представлениям людей, вызывало у духов осуждение, гнев и кару. Считалось, что от таких лиц удача навсегда отворачивалась, в том числе и на охоте. Родной алаас, реку, озеро всячески оберегали и не произносили вслух их названия, заменяя в разговорной речи словом “эбэ” –праматерь. Даже добытого зверя называли отвлеченным именем, дабы не вызвать недовольство духа.

Известный исследователь В.Серошевский отмечал: “ У якутов, — пишет он, — существуют некоторые странности в обычаях и названиях частей света, как бы намекающие на продолжительное путешествие их не только с юга на север, но и с запада на восток. Например, в глухих уголках до сих пор удержался обычай строить жилые дома всегда дверьми на восток. В старину всегда так строились, — объясняли мне якуты. Когда я расспрашивал, почему так, мне отвечали: «“Чтобы не заблудиться, чтобы всегда знать, где у тебя дом, по какую остался руку!..” “ На расспросы, как они находят дорогу в тайге, как безошибочно узнают направление, в каком нужно идти, чтобы выйти к такому-то соседу, месту, урочищу… Якуты всегда говорили, что они помнят, где у них двери дома”, помнят, как они вышли из них. Серошевский предполагает, что это родовая память, когда народ саха двигался на восток. К косвенным доказательствам этого, нужно причислить поверье, что души знаменитых умерших шаманов пребывают на западном небе, где живет грозный Улуу Тойон, верховный господин земли, покровитель всего живущего, отец и учитель шаманов”.


Природа рассматривалась как основа и источник жизни. Людям внушалось чувство бережливого, почтительного и благодарного отношения к ней. Такое ее понимание стало сутью народной педагогики, и молодые впитывали ее с “молоком матери”. В повседневной жизни все это функционировало в виде правил поведения, морали и обрядов.


Причем, система народных традиций, признаваемая абсолютным большинством рода, строго соблюдалась ими. Любое отступление от них не только осуждалось, но и пресекалось принудительными мерами, вплоть до изгнания с родных, привычных мест.

Такое почитание природы и рачительное к ней отношение наиболее характерны для малочисленных народов Севера – долган, эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей. Они еще ближе, чем другие этносы, стояли к живой природе и непосредственно были зависимы от ее равновесия. В этой связи они особенно болезненно воспринимали любое надругательство над природой. Эвенки и чукчи строго чтили нормы поведения и сурово наказывали лиц, совершившие подобные преступные деяния.

Обычаи предусматривали проявление порядочности, отзывчивости, гостеприимства. Пришлые люди всегда находили приют у местного населения, если же те заблудились, то выводили их без всякого вознаграждения. В порядке вещей было такое правило, что охотник всегда оставлял сухие дрова, спички, немного продуктов. Все это также способствовало поддержке моральных и жизненных сил в суровых климатических условиях Севера. Добыча всегда делилась поровну, а якуты и эвенки при удачной охоте наделяли долей даже не участвовавших в охоте. Большой школой нравственности являются честность, справедливость, присущие народам Севера. Охотники и рыбаки обычно делили добычу по справедливости: больше давали тому из участников промысла, у кого было больше детей, то есть добыча распределялась между ними, можно сказать, по потребностям; при этом оказывалась помощь и тем семьям, которые не могли сами добывать сами пищу и не способные были самостоятельно промышлять.

Маленький якут.

Иллюстрация из книги «Путешествие по России, Советский Союз сегодня» (Journey Across Russia, The Soviet Union Today) США, Национальное географическое общество 1977 год, фотограф Дин Конгер.

Для северных народов характерны скромность, выдержанность. Эти качества прививали и детям. На эту тему есть пословица: «От крика дело не создается» (Хантыйск). «Болтуна надо бояться, как боится олень волка» (Эвенк). Малоразговорчивость и застенчивость детей коренных национальностей нельзя отнести к их отсталости, как иногда делают некоторые педагоги, не знающие национальных особенностей. Для них чужды и хвастовство, нескромное поведение, тщеславие, обман. Они отличаются щедростью, приветливостью, послушанием, трудолюбием, самообладанием, скромностью, почтением к старшим, гостеприимством, доброжелательностью. Каждая семья стремится все положительное передать подрастающему поколению. Кочевой и полукочевой образ жизни коренного населения Севера, их расселенность небольшими группами усиливали чувство дружбы между людьми. Не случайно эвенки говорят «как рыба без воды не проживет, так и человек без дружбы».

Многовековой опыт народов Севера в условиях суровой тундры научил их не торопиться, прежде чем что-то делать. Но в необходимых случаях — на охоте, рыбалке, при выполнении промысловых операций — у каждого северянина медлительность сочетается с исключительной быстротой и энергичностью.

 Одной из задач духовного воспитания детей считалось их приобщение к прекрасному через непосредственное общение с природой. Красота природы раскрывалась перед человеком в процессе непрерывного ее освоения. Она не только является для человека источником получения продуктов питания, но и несет эстетические ценности. В процессе общения человека с суровой природой Севера, она учила и учит каждого быть к ней внимательными, ставила и ставит перед людьми вопросы, учи давать на них верные ответы, она умело вела человеческий разум от наблюдений к практике, к более глубокому познанию своих тайн. Человек, соприкасаясь с природой, находил в ней источник вдохновения, породившей разные виды творчества — песни, сказки, легенды, обряды; она толкала человеческий разум к размышлению. Народы Севера учат своих детей видеть все это, с раннего возраста учат их наблюдательности, воспитывают в них пытливость, внимание, умение видеть связи между явлениями, что порождает в свою очередь в человеке новые, более совершенные качества. Важно с раннего возраста пробудить у детей способность чувствовать и переживать красоту и неповторимость каждого явление природы, стремление сохранить ее. Но главное, что необходимо для каждой личности, — стать другом и защитником природы, а не разрушителем, пусть даже и в угоду промышленного освоения Арктики.

Автор: Лебедева Надежда Николаевна

Кандидат педагогических наук
Заведующий кафедрой дошкольного образования ИРО и ПК  РС (Я).


Фото: Depositphoto, Pexels

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ