Семья как основной институт воспитания ребенка вчера, сегодня, завтра

 Семья как основной институт воспитания ребенка вчера, сегодня, завтра

Семья, представляя собой уникальное образование, возникла раньше государств, наций, классов. Являясь естественной средой воспитательного процесса, кругом формирования личности, первой культурной и образовательной нишей, она тесно связана кровными и родственными отношениями, объединяя одновременно несколько поколений. Как структурная единица общества, посредник между индивидом и государством, семья, как ни один другой социальный институт, способна адаптироваться к изменяющимся историческим условиям, социальному порядку.

Первичную информацию об окружающем мире в любом типе культуры индивид получает в семье, которая в силу своего постоянного и концентрированного воздействия способна сформировать у него устойчивые ценностные ориентации. Из семьи индивид выходит с уже сложившейся системой образцов поведения, «образом» мира, в котором ему предстоит жить. В различных исторических периодах родительство, семья имели разную степень значимости. В недавнем прошлом ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как родительство охватывало относительно непродолжительный период детства ребенка до начала выполнения им социальных функций, Но с изменением задач социализации ребенка характер отношений ребенка с родителями в рамках семейного воспитания претерпевал изменения на каждой из возрастных стадий его развития.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, утрата ведущих позиций в воспитании и развитии детей. Но родительство характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания. Неизменным остается то, что сегодня родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития.

Макс Вебер ввел понятие «воспитание», дав ему определение как «действие, направленное на разрешение проблем». Если социализация является непрерывным процессом, потому что человек постоянно взаимодействует с социумом — ребенок во время различных видов деятельности учится культуре общения, правилам поведения, овладевает гендерными ролями, то воспитание детей – процесс прерывный, ограниченный местом и временем. Воспитание детей является процессом, который издревле известен человеческой цивилизации. Это важнейшая задача стоит почти перед каждым человеком в мире, она же и наиболее трудная в жизни. В семье всегда придавалось первостепенное значение воспитанию и образованию детей. В народе оно чаще всего строилось по принципу «делай как я», то есть в основу семейного воспитания был положен жизненный опыт предков. В ХХ веке эта роль была передана государству, в частности, образовательным учреждениям.

В течение нескольких десятилетий, в соответствии со взглядами, доминировавшими в обществе, основной обязанностью обоих родителей считалась работа в целом, а функции воспитания детей в значительной мере были возложены на тех, кого считали лучшими специалистами в этой области, то есть на педагогов. В родительской среде возобладало мнение, что воспитание детей скорее исключительно прерогатива профессионалов в образовательной сфере, а в обществе, что их основная обязанность родителей – обеспечение материального благополучия детей, в то время как нравственное воспитание и передача знаний — функции воспитательных и образовательных организаций. Правомерно представление о том, что образовательное сообщество всегда готово компенсировать проблемы в знаниях родителей, но оно ни в коей мере не должно поддерживать их желание уйти в сторону от воспитания своих детей. Если родители сознательно передают роль как основных воспитателей своих детей образовательным организациям, то имеют ли они право впоследствии винить кого-либо за то, что нравственные ценности семьи не поддерживаются подрастающим поколением, что подросшие дети не проявляют к ним особой привязанности.

Различия в культурном пространстве семьи также оказывают влияние на стили и методы воспитания, образ жизни, цели, ценности. И это является причиной того, что дети, став взрослыми, по-разному относятся к сложным жизненным ситуациям, пользуются или избегают пользоваться теми стилями и методами воспитания, которые были в родительской семье. Воспитание, полученное в семье, отражается на их жизни во взаимоотношениях, профессиональном выборе, общении.

По мнению исследователя Р. В. Овчаровой, слагаемых успешности семейного воспитания несколько. Во-первых, наличие семьи как единого целого. Во-вторых, доброжелательные отношения в семье между взрослыми членами. В-третьих, оптимальный воспитательный климат, отношения между родителями и детьми. В-четвертых, четкое, целенаправленное и конкретное применение методов воспитания [3].

Детско-родительские отношения это и активное взаимодействие, если общение между ребенком и родителем носит эмпатическую направленность, если каждый воспринимает другого как личность, со своим неповторимым внутренним миром. Воспитывающийся в такой семье ребенок будет проявлять по отношению к окружающим формы эмпатийных отношений, полученные со стороны родителей, причем сформированные тенденции будут отличаться своей устойчивостью.


Реальность развития российского общества ставит перед семьей и образовательным сообществом задачи поиска новых стратегий и тактик воспитания путем консолидации совместных усилий. Назрела необходимость в организации такой деятельности, которая в рамках единого педагогического пространства позволила бы упрочить связи образовательных организаций с семьей, повысить педагогическую культуру родителей в целях наиболее эффективного решения воспитательных задач.


В настоящее время система образования, как достаточно стабильная сфера общества, проходит путь обновления, и общество предъявляет к одному из главных своих социальных институтов особые требования. Семья и педагогическое сообщество должны прийти к взаимопониманию. Вместе эти два социальных института приобретают реальную силу в воспитании детей, оказывая влияние на уровень нравственности наций в целом. Очень важно найти разумное равновесие в сотрудничестве. Необходим, при сохранении традиций педагогического просвещения, поиск принципиально качественно новых взаимоотношений, инновационных форм общения, при этом основным и решающим условием положительного направления взаимодействия будут доверительные отношения между педагогами и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах.

В ХХI веке мы столкнулись с многочисленными вызовами, разрушающими институт семьи. Обновление политических, экономических, культурных основ нашего общества закономерно и неизбежно повлекло за собой изменения в социокультурном, образовательном пространстве страны и семья, как важнейший институт социализации, воспитания и неформального образования, стала терять свой педагогический потенциал, социокультурную, гражданскую сущность. Современная семья отличается от традиционной социально-демографическими характеристиками, социокультурными проблемами, психологическими особенностями. Новые количественные и качественные параметры семьи обуславливают и специфику ее функций, особенно репродуктивной и воспитательной.

Во всем мире чрезвычайно остро стоит проблема преемственности поколений: чьи ценности жизни возобладают в недалеком будущем, кого выберут дети в качестве объектов для подражания, каковы будут последствия этих выборов для самих детей и для общества. В ХХ веке выдающимся американским антропологом и этнографом Маргарет Мид была разработана теория трех типов культур [2]. Сегодня, в ХХI веке в нашей жизни преобладает префигуративный тип культуры, основными признаками которого являются:

  • повышение статуса детства на государственном и международном уровнях;
  • поворот семейной иерархии к “детоцентризму”;
  • использование и внедрение детских психологических характеристик, образов в модели поведения, культуру и творчество взрослых.

За последние десятилетия возросло разнообразие моделей современной семьи, отмечает отечественный социолог А. И. Антонов [1], обобщая их отличительные черты:

  • социальная и географическая мобильность семьи;
  • переход к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых супружеские узы становятся важнее;
  • перевес личных выгод и экономической деятельности индивида над ценностями родства;
  • распространение потребительского типа семьи с ориентацией на материальные блага;
  • эгоцентризм с ценностями индивидуализма доминирует над системой семейных ценностей.

Безусловно, по-прежнему высок потенциал традиционной российской семьи, где культура взаимоотношений родителей между собой и с детьми всегда строилась на самоуважении и любви, а забота о воспитании детей являлась главной обязанностью родителей. В религиозных и этнокультурных традициях России семья всегда отличалась прочностью, обладала большим педагогическим ресурсом, обеспечивала образование и воспитание. И все же сегодня огромную актуальность приобретают вопросы укрепления семьи, ее традиций, формирование семейных ценностей в новых реальностях.

Все мы стремимся быть хорошими родителями, но добиваемся этого по-разному. Каждый родитель подстраивает своего ребенка “под себя”, под свое мироощущение. К наиболее часто встречающимся ошибкам воспитания в семье можно отнести непонимание особенностей личности ребенка, непоследовательность в общении с детьми, несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям ребенка, тревожность как чрезмерная опека, подавление самостоятельности ребенка. И все чаще встречающаяся родительская ошибка гиперсоциальности — слишком “правильное” воспитание при недостаточной отзывчивости.

Мы повторяем образ жизни своих родителей на 90%. Англичане говорят «Воспитывайте, воспитывайте своих детей – все равно они вырастут такими, как вы. Не проще ли заняться самовоспитанием». И речь идет не о собственной образованности, количестве полученных дипломов, а об умении быть родителем, о знаниях, которые помогут стать им. Есть множество причин, убедительно доказывающих, что родительству необходимо учиться. Дети – это открытая система и задача родителей понимать их, слышать, чувствовать, наполняя мир детства смыслом. Обязанность и ответственность родителей в том, чтобы сохранить семью, в которой появился ребенок, в которой он рассчитывал расти и вырасти на основе уважения и понимания всех ее членов. Понять себя как создателя этой семьи и как человека, принявшего решение стать родителем ребенка именно в этой семье непросто. Этому необходимо учиться.

Анализ педагогической практики в Российской Федерации показывает, что формы взаимодействия образовательных организаций и семей весьма многообразны на разных уровнях взаимоотношений, но сегодня назрела проблема систематического образования и самообразования родителей. Педагогическое просвещение родителей, Организация различных форм педагогического просвещения, непосредственного родительского образования позволит грамотно выстроить детско-родительские отношения, отладить психологический климат в родительском доме, вернуться к традиционным семейным ценностям.

В педагогике есть понятие – «педагогическая позиция», т.е. совокупность отношений педагога к себе, к ученикам, к своей деятельности, к коллегам, к родителям ученика, к образованию в целом. Целью родительского образования является осознанное формирование родительской позиции, т.е. совокупность отношения родителя к себе, к своему ребенку, к своей семье, к учителю своего ребенка, к образовательной организации и к образованию как ценности. Без этого позитивное родительство невозможно. Задача родительского образования – изменение родительской позиции, микроклимата в семье, выстраивание доброжелательных и конструктивных отношений семьи и образовательной организации. Только при системном подходе родительское образование будет иметь устойчивые результаты. По сути, родительское образование – это формирование ответственной родительской позиции, как условия создания добропорядочной семьи и, в итоге, государственного благополучия.

Список литературы:

  1. Антонов А.И. Социология семьи. – Москва, Изд-во ИНФРА-М, 2018.
  2. Мид М. Культура и мир детства, М.М. Изд-во «Наука», 1988.
  3. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен. М., Изд. Московский психолого-социальный институт, 2006.

Автор: Дядюнова Ирина Александровна

Кандидат педагогических наук, доцент.

Федеральный эксперт Национальной родительской ассоциации.
Преподаватель АНО ДПО НИИ дошкольного образования «Воспитатели России».

Фото: Pexels, Depositphotos

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ