Ребёнок стал неуправляемым, не хочет есть и одеваться: что делать родителям.
Жизнь с тоддлерами полна сюрпризов. Почему в какой-то момент главным словом ребенка становится «нет»? И как с этим бороться? Разбираемся вместе с к. п. н., доцентом кафедры общей и практической психологии Московского городского педагогического университета Ларисой Овчаренко.
Вопрос. Здравствуйте. Моей дочке 2 года и 2 месяца. Последний месяц она ничего не хочет — ни есть, ни одеваться, ни купаться. На улицу не хочет, потом не хочет возвращаться с улицы домой. Вообще неуправляемая стала. Мне от этого очень плохо, мне кажется, что я что-то делаю не так, что я плохая мама и т. д. Внутри я чувствую, что мой авторитет подрывается. Кажется, будто она не ставит меня ни во что, и я просто бросаю вещи и перестаю собираться на прогулку. А истерики в магазинах из-за пустяка… ужасно. Все смотрят на тебя, а она валяется на полу. Как это всё исправляется?
Ответ. Причина такого поведения ребенка лежит на поверхности: это стандартный кризис трех лет, тот этап, когда ребенок переходит от зависимости к контрзависимости. И это совершенно нормальная реакция. Ребенок проверяет границы, проверяет на прочность запреты мамы — так ребенок учится понимать правила и запреты.
Мамина задача в этой ситуации — быть надежной, последовательной, требовательной, авторитетной, но при этом мягкой и принимающей.
Ситуация, когда мама чувствует себя плохой, абсолютно понятна. Конечно, ей неприятно все это видеть и слышать — и особенно переживать все это, когда на тебя смотрят окружающие, как в ситуации с магазином. Но тем не менее важно сохранять твердую, надежную позицию и мягко показывать несокрушимость своих бастионов и требований.
Очень важно понять потребности ребенка — увидеть, чего он хочет, с чем не соглашается. Уже сейчас нужно увидеть в девочке маленькую, но личность, имеющую свои «хотелки», желания и протесты. Протестное поведение в этом возрасте вполне нормально.
Ребенок входит в первый этап попытки сепарироваться от родителей
В ситуации, когда мама говорит: «Я бросаю вещи», — включается ее, мамина, детская часть. Это она протестует против детского поведения ребенка. И, получается, они общаются как две маленькие девочки, по принципу «ты мне больше не подружка, ты мне больше не дружок».
Да, маме хочется реагировать вот так — эти эмоции абсолютно понятны. Но мама в этот момент должна включить свою взрослую часть, свою понимающую маму, и мягко, спокойно и очень последовательно предлагать ребенку делать то, о чем они договорились. Это и будет то самое поведение в границах — уважительное и к себе, и к собеседнику, — которому ребенок в этом возрасте начинает активно учиться.
Источник: МЕЛ
Фотографии: Depositphotos