Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами неклассических техник изображения. Часть 5
Рисование для детей – один из самых любимых видов деятельности. Именно через рисунок ребенку легче всего передать свое отношение к окружающему миру, поделиться своими чувствами и наблюдениями. Во многих исследованиях, посвященных детскому изобразительному творчеству, подчеркивается необходимость педагогического поощрения желаний детей экспериментировать с материалами, формами, выразительными средствами, техниками, идеями. А если такого желания у ребенка не возникает, то это может превратить творческий процесс в обычную репродуктивную деятельность.
В организации процесса изобразительного творчества детей важно соблюдать некую закономерность: от заинтересованности педагога зависит степень увлеченности воспитанников. Если педагог равнодушен к деятельности, которую он организует, то и результаты ее будут намного ниже, чем реальные возможности детей. Кроме того, вербальные возможности многих детей дошкольного возраста ограничены из-за возрастных особенностей. В связи с этим, процесс создания интересного изображения, выполнения новой техники становится своеобразным каналом общения между взрослым и ребенком, расширяющим познавательную сферу дошкольников.
Мы разделяем точку зрения выдающегося исследователя детского изобразительного творчества Тамары Семеновны Комаровой что, вопросы техники рисования нельзя рассматривать в отрыве от создания образа. Поэтому, предлагая детям новую для них технику создания изображения (как классическую, так и неклассическую), или показывая новый способ деятельности, необходимо в первую очередь заинтересовать детей содержанием того, что будет ребенок отображать в своей работе.
Предлагаем вашему вниманию еще одну интересную неклассическую технику создания изображения, доступную к творческому применению вместе с детьми.
В практике работы с детьми чаще применяется предметная монотипия. Способ получения изображения следующий: ребенок складывает лист бумаги пополам и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (как правило, предметы выбираются симметричные, например бабочка). Возможен вариант нанесения цветовых пятен на одну половину листа. В этом случае есть правило, которое должны помнить дети: брать можно любые цвета, но не более 3-х, так как при смешивании более трех цветов может получиться «грязный» цвет, что неэстетично выглядит. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем возможно дополнить созданное изображение разнообразными деталями.
Мы хотим предложить педагогам использовать более сложный вариант монотипии – пейзажную, или как ее по-другому называют «зеркальную монотипию».
Особенностью данного варианта техники будет создание изображения (или цветовых пятен) в верхней половине листа, а нижнюю часть листа необходимо смочить с помощью кисти чистой водой, чтобы при отпечатывании получился эффект отражения в воде. Следующие шаги – завершение замысла: что-то дорисовывается на переднем плане, что-то на заднем плане рисунка, вносятся интересные дополнения и детализация. В пейзажном изображении интересен смысловой центр, некоторая сюжетность, «изюмика» рисунка. Например, рыбак в лодке, лебеди на глади озера, кувшинки на воде и т.д. Особенность и прелесть монотипии заключается в том, что даже если тема будет одна на всех (например «Лебедь на пруду»), то из-за индивидуального выбора цветового решения и его оттиска не получится ни одной одинаковой работы!
Темы могут быть самыми разнообразными. Их выбор зависит от возраста ребенка, его желания и изобразительного опыта. Безусловно, велика роль педагогического руководства со стороны взрослого: вопросы, напоминания, подсказки, показ и т.д.
В качестве изобразительных материалов можно использовать и акварельные и гуашевые краски, а также маркеры или фломастеры (при необходимости, для детализации некоторых изображений). Самое главное, о чем должен помнить взрослый: ребенок – субъект собственной деятельности! Наша задача – показать способ, технический прием, направить замысел, а что получится в итоге – решать маленькому художнику!
Желаем всем творческих успехов! Продолжение следует…
Авторы: Мельникова Ольга Викторовна, руководитель Федерального экспертного совета по дошкольному образованию ВОО « Воспитатели России», кандидат педагогических наук.
Долгачёва Юлия Сергеевна, специалист отдела маркетинга, куратор образовательных проектов ПК химический завод « Луч».
Фотографии: Архив ТМ «ЛУЧ»