Значение эмоционального слуха в процессе речевого общения

 Значение эмоционального слуха в процессе речевого общения

Современный этап развития системы речевого образования характеризуется поиском и разработкой новых технологий обучения и воспитания на базе деятельностного подхода к личности. Научно обосновано, что повышение эффективности педагогического процесса возможно не только через совершенствование образования, но и через изменение содержания и форм обучения.

В психологии и педагогике развитию речи и общения в дошкольном возрасте, а также коммуникативно-речевой стороне готовности детей к школе традиционно уделяется большое внимание. Психологи все настойчивее подчеркивают значение раннего детства для формирования человеческой личности. В развитии же речи его роль является, безусловно, главенствующей. Человек рождается с «запрограммированными» задатками к речепроизводству и речевосприятию. Первый детский крик, гуление, лепет, которыми ребенок сообщает взрослым о себе, о своих желаниях и проблемах, постепенно формируются в слова, затем в последовательность слов. Эта способность обусловлена наличием речевого слуха. Но еще до того, как ребенок начинает различать слова, понимать их значение, он слышит голос и воспринимает его интонацию. Слуховое восприятие эмоционального содержания речи подразумевает особую разновидность слуха, отличного от речевого. Речевой слух дается человеку от рождения, но важно учитывать, что это не прямое генетическое влияние, а опосредованное – через функционирование систем мозга, слуха, артикуляции.

Основные компоненты речевого слуха:

  • физиологический слух как способность воспринимать звучащую речь в различных диапазонах громкости;
  • фонематический слух как способность различать и воспроизводить все звуки речи, соотнося их с фонетической системой данного языка;
  • звуковысотный слух как способность ощущать и воспроизводить в речи её мелодику и тон;
  • темпоритмический слух как способность ощущать и воспроизводить в речи требуемый ситуацией темп и ритм.

Однако перечисленных компонентов речевого слуха недостаточно для восприятия всей информации, заложенной в речи человека. Помимо вербальной (лингвистической), в голосе и речи человека представлен широкий спектр невербальных (экстралингвистических) характеристик. Опираясь на предложенную В. Морозовым систему классификации различных видов невербальной коммуникации, можно выделить восемь основных видов невербальной экстралингвистической информации:

  • биофизическую, характеризующую половые, возрастные признаки;
  • медицинскую, отражающую состояние здоровье голосового аппарата и органов артикуляции;
  • пространственную, определяющую расположение говорящего по отношению к слушателю;
  • социально-типологическую, характеризующую национальность, региональное происхождение;
  • социально-иерархическую, характеризующую статус по отношению к слушателю;
  • психологическую, которая охватывает широкий круг личностных характеристик, в той или иной степени проявляющихся в невербальных особенностях речи;
  • эстетическую, связанную с оценкой речи говорящего и характеризующуюся образностью и метафоричностью;
  • эмоциональную, выявляющую эмоциональное состояние говорящего в процессе общения.

Две последние характеристики связаны между собой между собой и требуют особого внимания, так как играют важную роль в восприятии эмоционального содержания речи.


Необходимо подчеркнуть, что эмоциональное содержание речи не зависит от текстового. Эмоция, оценка, экспрессия рождаются в процессе его живого употребления в конкретном высказывании. Следует особо отметить, что эмпатия немыслима без развитого эмоционального слуха.


Проблема речевого общения в театральной педагогики разрабатывались и продолжают разрабатываться, существует обширная научно-методическая литература, в том числе и по предмету «Сценическая речь».

Если говорить о творческом потенциале личности и профессиональных качествах актера, то отмечается, что эмпатия, образует центральное звено, связывающее проявления специальных способностей: пластическое воображение, выразительные способности, экспрессивная восприимчивость, творческое воображение. Художественную одаренность: целостное восприятие, ассоциативное мышление, эмоциональная возбудимость, подвижность. Способность к перевоплощению, творческое воображение, эмпатия, подвижность и оригинальность связаны между собой. Можно обозначить этот комплекс свойств как способность к перевоплощению. Таким образом, доказано единство задатков, профессионально важных качеств и творческого потенциала личности.


Чем выше эмпатия, тем оригинальнее ответы, выше продуктивность, более творческий характер носит воображение. Таким образом, эмпатия, связывая воедино способность к перевоплощению, эмоциональность и творческое воображение, является системообразующей способности к перевоплощению.


Напомним определение эмпатии в психологическом словаре: «Эмпатия (от греч.Empatheia – сопереживание) — постижение эмоционального состояния, проникновение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживание другого человека. В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных переживаний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.

По утверждению американского психолога К. Роджерса эмпатия требует глубокой напряженной работы духа. Погрузиться в мир другого человека, со всеми радостями и болями, воспринять, как он воспринимает, понять их причины, как он их понимает, быть чувствительным к меняющимся переживаниям другого, улавливать эмоциональные и смысловые оттенки его речи, другими словами, войти в личный мир другого и пребывать в нем как дома – вот что такое эмпатическое общение. Истинное глубинное (эмпатическое) общение происходит только через ощущение себя другим. Очевидно, что подлинное понимание другого человека невозможно без воображения. Чтобы сопереживать горестям и радостям другого человека, необходимо с помощью воображения мысленно стать на его место, но именно этого в современном обществе остро не хватает.

Встает вопрос: какими навыками должен обладать человек, чтобы преуспеть в XXI веке?

  1. Базовыми навыками, что помогает решать повседневные задачи:
  • Навыки чтения и письма
  • Математическая грамотность
  • Финансовая грамотность
  • Естественно-научные знания
  • ИКТ – грамотность
  • Культурная и гражданская грамотность

2. Компетенциями, которые помогают решать более сложные задачи:

  • Критическое мышление
  • Творческое мышление
  • Умение общаться
  • Умение работать в коллективе

3. Чертами характера, которые помогают справляться с изменениями окружающей среды:

  • Любознательность
  • Инициативность
  • Настойчивость
  • Способность адаптироваться
  • Лидерские качества
  • Социальная и культурная осведомленность

Нужно добавить в список компетенций, которые помогают решать более сложные задачи — умение сопереживать.

Психологи выделяют три уровня эмпатии:

Первый уровень: самый низкий, это слепота к чувствам и мыслям других. Такие люди заняты исключительно собой. Им может казаться, что они знают и понимают других людей, но они заблуждаются. Низкий уровень уводит людей в состояние социального аутизма, о котором психологи говорят как о «болезни XXI века», все более преследующей современное общество

Второй уровень: эпизодическая слепота к чувствам и мыслям других, свойственен большинству людей, независимо от их типа личности.

Третий уровень: самый высокий. Это способность к восприятию внутреннего мира человека, мысленное воссоздание его переживаний, ощущение их как собственных. Такие люди, как правило, принадлежат к художественному типу личности и имеют высокий уровень эмоционального слуха.

Действительно, разнообразие эмоциональных интонаций, образность и экспрессивность речи связаны с восприимчивостью и в жизни, и на сцене. В жизни человек неэмпатичный, «бесчувственный», звучит в своей речи «монотонно», без активных и заметных мелодий. Интонационная выразительность речи связана с богатством переживаний, эмоциональной отзывчивостью человека.

Следует отметить, что эмпатия немыслима без развитого эмоционального слуха. Вместе с тем, высокий показатель эмоционального слуха может не означать высокого уровня эмпатии. Если эмоциональный слух – свойство природное, то эмпатийность связана с личностными ценностями человека и контекстом его жизненных обстоятельств. Эмоционально чуткий в одной ситуации, он может оказаться черствым и наглухо закрытым в дугой.

Развивать у молодого поколения, не только у будущих артистов, искренность, непосредственность, детскость восприятия, способность к состраданию – поможет театральная педагогика. Только способность к эмпатическому общению возможно научить личностному присутствию в диалоге, целиком и полностью быть «здесь» и «сейчас». Установлено, что развитию эмпатии способствует развитие эмоционального слуха, следует особо выделить, что высокий уровень эмпатии невозможен у человека с низким показателем эмоционального слуха.

Литература:
1.Автушенко И.А. Развитие эмоционального слуха на уроках сценической речи». Учебное пособие. – М.: Издательская группа «Граница», 2014. – 142с
2. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М.: ИП РАН,1998.
3.Роджерс К. Эмпатия//Психология эмоций. Сборник. М., 1984.С. 235-237
4. Психология. Словарь / Под. Общ. Ред. А.В. Петровского, М. Г. Ярошенко. 2-у изд. М., 1990. С.463
5. Шевцова, Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи/Е.Е. Шевцова. – М.: АСТ: Астрель, 2009. — 222

Автор: Н.В. Поповицкая
Кандидат педагогических наук.
Доцент кафедры психолого-педагогических и театральных дисциплин АНО ВО «МИТУ-МАСИ».
Член Президиума Федерального экспертного совета ВОО «Воспитатели России».

Фото: Depositphoto, Pexels

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ