Овсепян Екатерина Анатольевна

 Овсепян Екатерина Анатольевна

Музыкальный руководитель МБДОУ детского сада №9 «Красная
Шапочка» г. Брянска.

Образование, ученая степень (уровень, учебное заведение):
Высшее, Орловский государственный институт искусств и культуры,
200 2год

Профессиональная карьера, общий стаж работы:
Общий стаж — 18 лет.
Профессиональная карьера:
22.01.2003г.-27.08.2007г. – преподаватель оркестровых дисциплин при Брянском областном колледже искусств и культуры;
01.09.2007г. – 01.05.2008г. – регент при местной православной религиозной организации;
01.09.2008г. – 09.01.2014г. – музыкальный руководитель МОУ
Отрадненская средняя общеобразовательная школа;
10.01.2014г. – 21.07.2015г. – музыкальный руководитель МБДОУ детского сада №9 «Красная Шапочка» г. Брянска;
06.10.2015г. – 20.09.2018г. – музыкальный руководитель МБДОУ
детского сада № 106 «Скворушка» г. Брянска;
21.09.2018г. – 09.01.2019г. – музыкальный руководитель МБДОУ детского сада №81 «Жаворонок» г. Брянска;
10.01.2019г. по настоящее время – музыкальный руководитель МБДОУ детского сада №9 «Красная Шапочка» г. Брянска

Наличие наград, званий:

  • Грамота Лауреата областного конкурса «Воспитатель года-2008»,
  • Грамота управления образования администрации Брянского района 2007г.,
  • Грамота администрации ДОУ 2019г., Диплом Лауреата первой степени Международного конкурса 2020г.

Анкета участника

Почему Вы выбрали эту профессию?
В эту профессию приходят многие, но не все в ней остаются. Музыкальная школа, училище и институт культуры и искусств не изменили тяги к педагогике! А 18 лет педагогического стажа еще больше уверили в правильности выбора профессии. Любовь к детям и желание
найти те самые «ключики», открывающие дверь в мир детства, музыку и сказку — основные критерии педагога на этом поприще.

Что Вы считаете своим высшим достижением в работе с детьми?Раскрытие в каждом ребенке потенциала, способностей, через поиск наиболее эффективных методов и приемов для каждого малыша. Отсутствие боязни перед публикой, удовольствие от удачного выступления, в том числе у детей с особыми образовательными потребностями. Возможность подарить каждому воспитаннику радость от общения с музыкой.

Ваши основные принципы работы с детьми?
Основной принцип — личностная направленность воспитания. Опора на совместную деятельность детей и взрослых. Уважение права личности на ошибку, создание среды возможного успеха, детское самоуправление и самодеятельное творчество: а также принцип «не навреди», принцип целенаправленности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности обучения и принцип прочности.

Почему Вы решили принять участие в конкурсе?
Решение участвовать в конкурсе вызвано желанием поделиться своим опытом работы с детьми с ЗПР по теме «Развитие чувства ритма у детей с задержкой психического развития посредством обучения игре на музыкальных инструментах» с использованием авторской методики обучения посредством цветовосприятия.

Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик:
Дети с ограниченными возможностями здоровья зачастую не ритмичны, у них плохо развита музыкальная и слуховая память, нет навыков ансамблевой игры. Нами была поставлена цель: развить эти способности у детей посредством собственной методики и подходов, заключающихся в различных упражнениях, музыкально- дидактических играх и видео-тренингах.

Использование инновационных методик.
Авторская система поэтапного запоминания и разучивания приемов и способов игры на народных музыкальных инструментах с помощью разработанных педагогом упражнений и игр. На занятиях используются детские наушники (для развития зрительной памяти), маски для глаз (развитие слуховой памяти ребенка), и упражнения-загадки для развития тактильной памяти. Разработана система упражнений для развития ритма при обучении игре на музыкальных инструментах, и написаны инструментовки для того или иного состава оркестра с учетом
возможностей исполнения способов и приемов игры на музыкальных инструментах детей с ОВЗ и их возрастных особенностей.

Как Вы представляете идеальную образовательную организацию будущего:
Детский сад-это второй дом для ребенка, поэтому он должен быть уютным и комфортным, специалисты в нем должны быть высококвалифицированными, а главное любящими детей и свою работу. А идеальным образовательным учреждением станет только то учреждение, в котором будут не материальные блага, а любовь, доброта, порядочность, педагогический такт и уважение друг к другу, самоотдача каждого работника в своем деле и поддержка в начинаниях и творческих
идеях наших руководителей.

Ваш подход в работе с детьми
Особое внимание в своей работе на занятиях с детьми с задержкой
психического развития я уделяю разделу «Игра на музыкальных инструментах», не только потому, что эта область более близка мне по душе, но и потому, что считаю, что именно этот раздел программы несомненно развивает у детей фантазию, творчество, стремлении импровизировать, повышает интерес к музыкальным занятиям, способность развивать музыкальную память, внимание, помогает
преодолению излишней застенчивости, скованности. В процессе игры ярко
проявляются черты каждого исполнителя: воля, эмоциональность,
сосредоточенность, развиваются творческие и музыкальные способности, дети открывают для себя мир звуков, различают красоту звучания различных инструментов, у них улучшается качество пения, музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм), это прекрасное средство не только музыкального развития, но и развития мышления, творческой инициативы. Учитывая, что такие «необычные» дети требуют особого внимания, большой индивидуальной работы, но для них совершенно не описаны методы и приемы обучения в данной области, мы решили поделиться своим опытом работы.

Дети очень любят и увлеченно и вдохновенно играют на самых различных
музыкальных инструментах: металлофонах, треугольниках, бубнах, трещотках, барабанах, деревянных ложках, румбах, маракасах. В нашем детском саду создан инструментально-вокальный ансамбль «Любавушка», который уже известен не только в городе, но и в области. Не исключение и дети с особыми образовательными потребностями. Главной и основной темой нашей работы в группах компенсирующей направленности является развитие чувства ритма у детей с задержкой психического развития посредством обучения игре на музыкальных инструментах.

При обучении игре на музыкальных инструментах большое значение имеет
развитие чувства ритма, умение передавать детьми несложный ритмический рисунок, вот почему при работе с детьми с ОВЗ мы используем инструменты, наиболее легко передающие ритмическое звучание – ударные инструменты. После того, когда дети усвоят ритм, им можно дать несколько бубнов, румб, деревянных ложек и предложить вместе с воспитателем сыграть оркестром. Для развития ритма
дети могут выполнить такие упражнения с музыкальными кубиками. Всем раздают по 2 кубика и приглашают занять свои места на стульчиках — вагончиках. Поезд набирает ход — дети медленно ударяют кубиками, музыкальный руководитель ускоряет темп, дети стараются передать несложный ритмический рисунок быстрее. Поезд останавливается, вместе с мелодией замолкают кубики. Постепенно у детей обогащается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость
на знакомые детские музыкальные инструменты, появляется желание играть самостоятельно на них. На индивидуальных занятиях продолжаем обучение игре на металлофоне — это, пожалуй, самый сложный для восприятия и игры инструмент для детей с ОВЗ. В процессе работы нам стало ясно, что дети не могут запомнить с какой пластинки на металлофоне нужно начать играть мелодию молоточком. Для
этого была придумана собственная цветовая система обучения для активизации зрительного восприятия. На пластины металлофона наклеиваются разноцветные кружочки, значение которых рассказывается детям: зеленые кружочки — движение мелодии по листочкам дерева вверх, красные кружочки — движение мелодии вниз («опадающие яблочки»). Эта методика касается игры на ударно — мелодических музыкальных инструментах (металлофонах, ксилофонах, музыкальных лесенках),
которые формируют у детей представление о высоте звуков, о расположении звукоряда с повышением и понижением звучания, а так же для изучения игры на духовых мелодиках в общеразвивающих группах.

На индивидуальных занятиях мы учим детей одновременно начинать и заканчивать игру, согласованно играть в ансамбле. Для этих целей педагогом разработан собственный метод по развитию различных видов памяти (слуховой, зрительной. тактильной) и комплекс музыкально-дидактических игр. Для развития слуховой памяти на занятиях используем повязку на глаза ребенка, задаем ритмический рисунок или просто играем на любом музыкальном инструменте, или включаем музыку на магнитофоне, а ребенок угадывает, на чем играем, кто солирует в оркестре, повторяет ритм, угадывает классификацию инструментов, но главное — повторяет ритмический рисунок солирующего инструмента. Используем музыкально-дидактические игры: «Угадай, на чем играю?», «Кто солирует в оркестре?», «Какой оркестр звучит?» Игра «Буратино» (Буратино привез с собой картинки песенок в коробке). Музыкальный руководитель играет произведение на инструменте, а дети находят в коробке соответствующую содержанию песни картинку, затем поют эту песню, а в припеве простукивают ритм текста песни.

Для развития тактильной памяти (также с закрытыми глазами) играем в дидактическую игру «Что за инструмент лежит на столе?», «Найди деревянные духовые инструменты, клавишные инструменты», «Найди тот инструмент, звучание которого слышишь». Ребенок ощупывает инструмент, который лежит передним на столе, отвечает на вопросы, выполняет задания педагога, тем самым развивая тактильную память.
Для развития зрительной памяти надеваем ребенку наушники и играем в дидактическую игру «Повторяй за мной» (педагог прохлопывает ритм, а ребенок запоминая движения рук педагога также повторяет эти движения).

Большую работу проводим с детьми, обучая игре на деревянных ложках в ансамбле ложкарей. В индивидуальной работе с детьми разучиваем партии для исполнения в ансамбле, даем возможность самим придумать движения, ведь игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакций, а также тонкой моторики при музицировании. Сама игра развивает физически ребенка, осознанные движения координируют работу мозга и мышц, полученные на занятиях навыки и ощущения закрепляются в памяти, что является немаловажным для детей с ОВЗ. Словесное подкрепление исполняемого на ложках ритма, образное присутствие интересных детям героев позволяет комплексно влиять на речевое и моторное развитие ребенка.

Трудно переоценить важность влияния такой деятельности на общее развитие ребенка с особыми образовательными потребностями. У детей развивается чувство ритма, совершенствуются двигательные навыки, слуховое восприятие, зрительный и тактильный анализаторы. Все это, подкрепленное положительными эмоциями от соприкосновения с миром музыки, оказывает большое влияние на процесс и результаты коррекционной работы.

Конкурсная работа

Проголосуйте за участника на нашем канале YOUTUBE.

Особенностью методики работы с дошкольниками является развитие чувства ритма посредством обучения детей игре на различных музыкальных инструментах. Созданная Овсепян Е.А. методика, основанная на цветовосприятии, способствует более эффективному обучению игре на музыкальных инструментах детей, в том числе и детей с ОВЗ.

Беликова О.В., заведующий МБДОУ ДС №9 «Красная Шапочка»

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Оставьте свой ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.