Детская книга — «окно» в окружающий мир: позитивная социализация средствами художественной литературы и книжной графики
В статье представлен современный взгляд на детскую книгу как путь вхождения ребенка в общество и культуру, раскрыта его полихудожественная природа — визуально-вербальное единство, приведены сведения о первых иллюстрированных книгах для детей и размышления современных художников о своем призвании, дана классификация детских книг с картинками, описано значение рукотворной книги для гармоничного развития детей: приведен примерный репертуар (на материале авторской программы «Цветные ладошки»).
Иллюстрированная книга — это вид искусства, который одним из первых открывает ребенку путь в общечеловеческую культуру (А.Л. Андреев [1]). Не случайно детскую книгу сравнивают с окном, которое позволяет увидеть окружающий мир и познать его. Английский философ Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon) уподоблял книги кораблям мысли, странствующим по волнам времени и бережно несущим свой драгоценный груз из поколения в поколение [3].
Вспомним, как появились первые детские книги с картинками, какими они были, кем и как создавались.
«Мир в картинках». Чешский просветитель, педагог и священник Ян Амос Коменский (Jan Amos Komenský) (1592–1670) создал книгу «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), ставшую сенсацией для детей и взрослых.
Эта первая детская энциклопедия была иллюстрирована гравюрами, напоминающими лубочные картинки, которые были дополнены точными названиями на двух языках. Великий Гете читал эту книгу в свои детские годы и затем с благодарностью вспоминал о ней, называя истинным сокровищем — кладезем зрительных образов и осознанных впечатлений.
«Букварь в лицах». На Руси первая детская иллюстрированная книга появилась в 1692 г. Ее создал Карион Истомин (1642(?)–1722), монах и поэт, выпускник Славяно-греко-латинской академии, ученик Симеона Полоцкого, автор и переводчик многих педагогических трудов. Два рукописных «Букваря в лицах» он преподнес царице Наталии Кирилловне, матери Петра I, и царице Прасковье Федоровне для обучения грамоте малолетних членов царской семьи: первый экземпляр получил царевич Алексей, второй — дочери царя Иоанна Алексеевича, двоюродные сестры царевича. В 1694 г. «Лицевой букварь» (или «Букварь в лицах», т.е. в картинках) был напечатан в количестве 106 экземпляров.
Педагогический метод Кариона Истомина «забавляя, обучай» основывался на наглядном методе Яна Амоса Коменского и развивал его в сторону полимодального (полихудожественного) воздействия на ребенка. Букварь включал различные начертания букв, в том числе в виде человеческих фигур в разных позах, занимательные картинки и стихи для лучшего освоения азбуки.
Искусство книги. На рубеже XIX-XX веков детская художественная книга выступила экспериментальным полем для разработки новой концепции взаимодействия слова и изображения, литературного содержания и визуального ряда. До этого периода рисунки выполняли в книге, как правило, второстепенную роль — служили для ее украшения или лучшего понимания текста (слово illustratio в переводе с латинского означает «наглядное изображение», «пояснение»). Основатель и идеолог творческого объединения «Мир искусства» Александр Николаевич Бенуа предложил термин «искусство книги» взамен бытовавшего в то время понятия «искусство в книге».
Художник Александр Николаевич Бенуа.
Азбука в картинках.
Мирискусники впервые в истории культуры и образования стали рассматривать книгу как ансамбль, визуально-информационное единство, гармоничное целое, где все части взаимосвязаны. Тем самым был открыт золотой век детской художественной книги.
Золотой век искусства детской книги. С начала XX столетия во всех цивилизованных странах мира детская книга попала в орбиту художественных исканий крупных мастеров графики и живописи (Э.З. Ганкина [7]). Эволюция искусства книги протекает в русле общих процессов развития пластических искусств (живописи, графики, скульптуры и др.). Когда к детской книге обратились великие реформаторы изобразительной пластики — А.Н. Бенуа, И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, Эль Лисицкий, П.В. Митурич, В.А. Фаворский — художественная книга существенно изменилась сама и определила дальнейший путь развития русской графики.
Художник Иван Яковлевич Билибин.
Иллюстрация к сказке Александра Сергеевича Пушкина «О золотом петушке»
Детская художественная книга — особое искусство, которое создают люди, счастливо соединяющие в своем таланте высокий профессионализм и гражданскую ответственность за воспитание подрастающего поколения, безупречный художественный вкус и «детский» взгляд на мир. Только тот может создать для ребенка любимую и понятную книгу, кто умеет возвращаться в собственное детство, перевоплощаться в своего читателя, понимать и даже предвосхищать его эмоциональную реакцию, «заражаться» его отношением к миру.
Сотворчество писателя, художника и читателя. Ярким примером сотворчества писателя и художника стал в 20-е годы XX столетия тандем Самуила Яковлевича Маршака и Владимира Васильевича Лебедева, подаривший детям много прекрасных книжек. В основе творческого поиска писателя и художника всегда была художественная концепция. Иногда даже вопреки сложившемуся представлению о том, как создается книга. Так, к примеру, для книги «Цирк» сначала В.В. Лебедев создал иллюстрации, а потом уже С.Я. Маршак сочинил к картинкам занимательные стихи.
Художник Владимир Васильевич Лебедев.
Иллюстрация к книге Самуила Яковлевича Маршака «Цирк»
В любой иллюстрированной книге для детей художник выступает полноправным соавтором писателя или поэта. Ребенок, слушающий или читающий книгу и рассматривающий иллюстрации, также выступает соавтором книги, поскольку по-своему интерпретирует содержание и выражает свое отношение к нему.
Синтетическая природа детской книги. Книжка с картинками — это предмет культуры, созданный трудом автора и художника для передачи детям опыта поколений в уникальной полихудожественной форме. Специфика искусства детской книги предполагает восприятие гармоничного визуально-вербального единства. Но книга — это не только интересный текст для слушания и красивые картинки для рассматривания. В первую очередь, это уникальный повод для эмоционально-ценностного отношения к событиям, общения с героями и сопереживания на уровне эмпатии. Погружаясь в пространство книги, ребенок вступает в диалог с автором, художником, героями книги и тем человеком, который читает ему книгу. Он глубоко переживает то, что происходит в книге на уровне сопричастности. Вот почему духовно-нравственное воспитание и художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста обычно начинается с иллюстрированной книги.
Новая форма искусства. Исследователи детской литературы и книжной графики отмечают, что вплоть до середины XX столетия художники-иллюстраторы обосновывали свой вклад в детскую литературу педагогическими соображениями. Но уже в середине XX века произошло переосмысление специфики и значения детской книги: «О детских книжках с картинками можно, пожалуй, говорить как о новой самостоятельной форме искусства» (Э.З. Ганкина [7]). Критерии художественности детской книги складываются исторически и трансформируются вместе со сменой как педагогических воззрений, так и художественно-эстетических представлений.
Значение иллюстрации и роль художника. Рассматривание картинок в книжках — не развлечение, а важная наука видения и понимания.
Народный художник России Борис Аркадьевич Диодоров свое профессиональное кредо выражает лаконично: «Всей своей жизнью отвечаю». Б.А. Диодоров проиллюстрировал более четырехсот книг, выходивших в России, Дании, Испании, Финляндии, Франции, Японии и других странах. Среди них «Винни-Пух и все-все-все», «Дюймовочка», «Русалочка», «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» и «Снежная королева». Лауреат отечественных и зарубежных премий в области книжного искусства. Из рук принцессы Дании получил главную международную премию в области детской литературы — золотую медаль Х.К. Андерсена.
Художник Борис Аркадьевич Диодоров.
Иллюстрация к сказке Ханса Кристиана Андерсена «Русалочка»
Каждая иллюстрация Бориса Диодорова — это маленькая модель большой жизни. Художник уверен в том, что: «Ребенку в книжке должно быть просторно и интересно. Надо ему давать свободу творчества. В книге важно присутствие атмосферы жизни, именно сказочной жизни, чтобы было полное погружение в нее. Ведь это игра, она должна быть радостной. Моя задача — дать ребенку эту возможность. Мне кажется, что писатель или художник, работающий для детей, должен своим творчеством продлить детство в человеке, и чем дольше это детство ″не асфальтируется″, не сломается под ударами жизненных обстоятельств, тем дольше сохранится в человеке детская вера в добро и справедливость» (из интервью журналу «Цветной мир: изобразительное творчество и дизайн в детском саду, начальной школе и семье»).
Замечательный художник, президент Совета по детской книге России (RBBY) Виктор Александрович Чижиков всю свою жизнь занимается любимым делом.
Художник Виктор Александрович Чижиков
Иллюстрация к сказке Корнея Ивановича Чуковского «Айболит»
Без преувеличения, его карандаш и кисть проиллюстрировали всю нашу большую литературу для детей: А. Барто и С. Маршак, К. Чуковский и А. Волков, Б. Заходер и Ю. Коваль, С. Михалков и Н. Носов… А еще Д. Родари с Чиполлино, Э. Успенский с дядей Федором и котом Матроскиным. Не случайно иллюстратор детской книги В.А. Чижиков стал автором талисмана Олимпиады 1980 года — медвежонка Миши, который полюбился миллионам жителей нашей планеты и до сих пор считается непревзойденным символом олимпийского движения. Творчество маэстро книжной иллюстраций — это остров доброты и честности, здравого смысла и светлого юмора, где даже самые маленькие читатели открывают большой мир и бесстрашно выходят в него с запасом важных понятий и ярких впечатлений.
Современный взгляд на детскую художественную книгу. В настоящее время детская книжка сфокусировала внимание искусствоведов и культурологов, педагогов и психологов, литераторов и художников, издателей и полиграфистов, в среде которых сложился вполне определенный взгляд на иллюстрированную книгу для детей как «своеобразный художественный комплекс, пусть миниатюрный, но насыщенный большим идейно-образным содержанием и пластическим напряжением» [7]. По мысли Э.З. Ганкиной, каждая книга с иллюстрациями — это особый предмет, который берут в руки и к которому возвращаются многократно, вновь и вновь вовлекая его в свой повседневный опыт. Притом предмет особый, насыщенный богатыми ассоциативными возможностями и доставляющий эстетическое наслаждение [Там же]. Ведущая роль отводится не познавательному или занимательному, а эстетическому воздействию искусства художественной книги (в том числе иллюстрации) на воспитание и развитие детей разных возрастов (приложение 1).
Важно заметить, что детская книга является одним из самых доступных, массовых и мобильных источников социокультурной информации, легко преодолевающей границы государств и политических систем. Поэтому она, с одной стороны, выступает надежным средством приобщения детей к родной культуре, с другой — служит объективным показателем культурного потенциала государств, а с третьей — является средством межкультурного взаимодействия. В деятельности Международного совета по детской книге (IBBY), Международного исследовательского общества детской литературы, Международного института детской, юношеской и народной литературы, а также в рамках мероприятий Биеннале иллюстраций в Братиславе (BIB), Международных выставок искусства книги в Болонье, Лейпциге, Франкфурте открываются широкие перспективы для обмена культурным опытом разных стран, что, в свою очередь, оказывает позитивное влияние на развитие искусства детской художественной книги во всем цивилизованном мире.
Классификация детских книг с картинками.
Существует несколько оснований для классификации детской литературы. Рассмотрим их в качестве критериев для систематизации огромного разнообразия детских книг.
Родо-жанровая классификация аналогична «взрослой» (поэзия, проза, драма, фольклор) с той разницей, что фольклор оказывает заметное влияние на все жанры детской литературы. Это во многом объясняет появление таких специфически «детских» разновидностей жанров, как повесть-сказка, поэма-сказка, драма-сказка. Взаимодействие основных жанров детского фольклора (материнского, обрядового, игрового, смехового и др.) с литературой определяется ее тесной связью с детской субкультурой.
Функциональная классификация:
1) научно-познавательная литература (учебники, учебные пособия, словари, справочники, энциклопедии и т.п.);
2) этическая литература (повести, рассказы, стихотворения, поэмы, утверждающие систему моральных ценностей);
3) книги для художественного творчества и досуга;
4) развлекательная литература.
Возрастная классификация: книги для детей раннего и дошкольного возраста; книги для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста (иногда говорят о литературе для детей, подростков и юношества).
Классификация по художественной форме: книжки-картинки, книжки-ширмы (или раскладушки), книжки-панорамы, поп-ап-книжки (трехмерные книжки с раскрывающимися картинками), фигурные книжки с вырубками и высечками, книжки с клапанами, тактильные книжки (со вставками из материалов разных фактур для сенсорного развития), книжки для купания, книжки для путешествий (например, коллекция карманных книжек), звучащие книжки (музыкальные, для звукоподражания, изучения иностранного языка и пр.), интерактивные книжки (для рисования, аппликации, с наклейками, с зеркальцем для поиска симметричных изображений, со скрытыми изображениями (картинками «hidden»), с лабиринтами, кроссвордами и пр.), всевозможные раскраски (предметные и сюжетные, водные, по цветовому коду, по точкам, для симметричного рисования и раскрашивания), книжки-самоделки и др.
Детская рукотворная книга. Особую радость дарят детям те книжки, которые они могут создать (хотя бы частично) своими руками. В настоящее время многие издательства предлагают интересные варианты книг для сотворчества ребенка с писателем и художником. Автору статьи довелось разработать несколько образовательных проектов, предполагающих разные формы вовлечения детей в творческий процесс по созданию своей книги.
Один из проектов с серийным названием «Делаю книжку САМ» был успешно реализован двадцать лет назад. Затем серия в разных модификациях переиздавалась. В серии выходили лучшие сказки (народные и авторские), тексты были приведены в разных вариантах (для слушания и чтения детьми), а иллюстрации представляли собой незавершенные композиции. В каждой книге давались рекомендации родителям и педагогам для поддержки детского творчества, прилагался необходимый практический и методический материал для аппликации и сюжетного рисования. Материал апробирован во многих детских садах России и ближнего зарубежья (Беларусь, Узбекистан, Украина, Эстония).
Другой проект, продолживший отечественные традиции разработки интерактивных альбомов для детей (например, книги Г.Н. Пантелеева и Л.В. Пантелеевой, выходившие в издательстве «Малыш» в 70–80-е гг. XX в.), направлен на приобщение дошкольников и младших школьников к родной культуре средствами декоративно-прикладного искусства. В настоящее время он развивается с серийным названием «С чего начинается Родина». Каждая книга серии представляет собой мультифункциональный альбом, посвященный известному промыслу или виду народного искусства: «Веселый Городец», «Волшебное кружево», «Дымковская игрушка», «Золотая Хохлома», «Рукотворная береста», «Румяные матрешки», «Старинные изразцы», «Чудесные писанки» и другие (всего 16 альбомов, в том числе общий сборник «Народное искусство», включающий все книги серии). В каждом альбоме представлен мини-музей (фотоколлекция народных игрушек или других предметов искусства и культуры), увлекательная беседа с детьми о том или ином промысле и его мастерах, а также создано креативное пространство для творчества ребенка с художником в форме мастер-класса.
И все же самая дорогая и любимая книжка та, которую ребенок создает сам от первой до последней страницы [9]. Во многих российских детских садах дети старшего дошкольного возраста с огромным энтузиазмом и удовольствием создают свои книжечки с картинками. Содержание этих книг обычно составляют знакомые литературные произведения, но все чаще дети начинают проявлять инициативу и создают книжки-малышки о том, что их волнует или о том, что они сами ярко пережили (путешествие, необычная прогулка, знакомство с кем-то, открытие чего-то нового). При подготовке таких книг большую роль играют родители, которые поддерживают стремление ребенка и помогают ему реализовать свой замысел. Так, ребенок придумывает и рассказывает свою историю, родители записывают ее сначала на диктофон, а затем печатными буквами на страничках созданной книги или же делают компьютерный набор с форматированием текста и его распечаткой. Ребенок создает иллюстрации сам или в сотворчестве с родителями. Иллюстрации могут быть созданы в технике «коллаж» или «декупаж» и включать семейные фотографии, билеты, программки, вырезки из журналов, меню детских кафе и буклетов.
В детском саду возможны разные формы организации деятельности детей по созданию рукотворных книжек. Самый простой вариант состоит в создании книги «Наши любимые сказки», когда каждый ребенок создает одну иллюстрацию к своей любимой сказке, а педагог помогает детям объединить все картинки в общую книгу и подготовить красивую обложку. Можно заинтересовать детей идеей создания общей книги с портретами сказочных героев. Этот альбом может посвящаться одному сказочному персонажу, например, «Сказочные медведи», или разным — по выбору детей. Несколько сложнее организовать детей для создания иллюстраций к одному литературному произведению. В этом случае выбирается сказка, в которой много героев и разных событий: «Колобок», «Теремок», «Рукавичка», «Зимовье зверей» и др. Педагог продумывает вариант организации работы, например, готовит силуэты колобка для каждого ребенка, чтобы главный герой был одним и тем же по ходу сказки, а детям советует нарисовать, с кем встретился колобок. В рукотворной книге дети могут выйти за пределы знакомого сюжета, ввести новых персонажей и придумать иной вариант сказки. А выход за пределы заданного — это основа основ в любом виде творчества и важнейшее условие развития воображения.
Многие воспитатели находят свой оригинальный вариант организации деятельности детей и необычный тип рукотворной книги. Так, Маргарита Владимировна Миндубаева, педагог детского сада №27 г.п. Голицыно Московской области, на протяжении многих лет создает с детьми экологические сказки. Педагог придумывает и рассказывает зачин, а дети последовательно сочиняют продолжение этой сказки (или истории) и создают сюжетные иллюстрации. Все странички скрепляются в одну книгу и сопровождаются текстами, рассказанными детьми и зафиксированными педагогом. Следует заметить, что каждый рассказанный и проиллюстрированный эпизод представляет собой мини-сказку с глубоким нравственным смыслом. Дети не просто рисуют и сочиняют, они размышляют о дружбе и взаимопомощи, о красоте и смелости, о мире и его спасении. Елена Николаевна Кожухова, педагог центра развития ребенка — детского сада №2350 Восточного округа г. Москвы, отдает предпочтение авторским сказкам. Для их иллюстрирования она предлагает детям технику «коллаж» (обрывную аппликацию, мозаику, декупаж). Книжки получаются яркими, содержательно и эмоционально насыщенными, оригинальными и незабываемыми.
Самая сложная форма — творческий проект, в рамках которого каждый ребенок готовит свою книгу: складывает ее из листочков, сгибая их пополам, скрепляет странички (например, степлером), оформляет обложку, рисует иллюстрации, даже буквицы и выводит свое имя на обложке. Замечено, что наиболее интересные варианты книг получаются, если дети предварительно конструировали по мотивам знакомых сказок и участвовали в спектакле (прил. 2).
Выводы. Детская иллюстрированная книга — уникальный предмет культуры, специально созданный для маленького читателя с учетом особенностей его мировосприятия. Книжка для детей — это миниатюрный комплекс, в основе которого визуально-вербальное единство, полихудожественный подход, глубокая интеграция искусства слова, иллюстрации, тактильного ощущения, «запаха книги» и, прежде всего, — общения ребенка с автором, художником, героями произведения и взрослыми, которые читают книжку вслух, передавая свое отношение к книге и всему происходящему в ней. И это особый предмет, содержание которого не остается неизменным, а постепенно расширяется, изменяется, обогащается, наполняется новыми красками и смыслами по мере взросления ребенка.
Скачать PDF — версию Примерного перечня произведений книжной графики (иллюстраций) для художественно-эстетического развития детей можно по ссылке ниже.
Литература:
1. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980.
2. Богданов А.П. Памятник русской педагогики XVII в. (Поэтический триптих Кариона Истомина для начальной школы) // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода: Сб. статей / Отв. ред. Б.Г. Литвак. М.: Ин-т истории СССР, 1989.
3. Бэкон Ф. Новый органон. М.: Директмедиа Паблишинг, 2002.
4. Валуенко Б.В. Издания для детей // Книга как художественный предмет. Ч. 1 / Сост. Е.Б. Адамов, Б.В. Валуенко, Э.Д. Кузнецов. М.: Книга, 1988.
5. Выготский Л.С. Эстетическое воспитание // Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991.
6. Детская книга // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. Т.1. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
7. Детская книга вчера и сегодня: По материалам зарубежной печати / Сост. Э.З. Ганкина. М.: Книга, 1988.
8. Карайченцева С.А. Книговедение: Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству: Учебник для вузов. М.: МГУП, 2004
9. Лыкова И.А. Маленькое окнов большой мир, или Детская книга как предмет культуры // Детский сад: теория и практика. 2015. №4.
10. Рыхлицкий З. Иллюстрации в книгах для детей и молодежи // Детская литература. 1974. № 7.
11. Чиндилова О.В. Феноменология развития читательской культуры детей дошкольного возраста в контексте непрерывного литературного образования: Автореф. дис. … докт. пед. наук. Челябинск, 2011.
Автор: Лыкова Ирина Александровна.
Доктор педагогических наук, заместитель директора по инновационной деятельности ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», г. Москва
Фотографии: Depositphotos, автора